Как вы представляете себе ученого? Сумасшедшим, в белом халате, лохматым, седым, с толстенными очками? Его невозможно оторвать от работы, он погружен в мысли о Вселенной, и не умер от голода лишь потому, что живет со своей мамой. Такой человек вряд ли захочет с кем-то, кроме других ученых, общаться и уж тем более объяснять суть своей работы.
Конечно, это так же далеко от реальности, как и идея, что бозон Хиггса объясняет массу нашей Вселенной (его наличие объясняет всего 2% видимой массы). Ученые — разные, классные, симпатичные, смешные, не очень смешные, опрятные, совсем не опрятные, они такие же как все, такие же люди … хотя стоит признать, что уровень занудности среди нас сильно выше, чем в среднем по популяции.
Но давайте, даже в картине мира с сумасшедшими учеными, представим причины, по которым нам будет интересно и полезно рассказывать о науке в самых неожиданных местах:
- Во-первых, ученые так размножаются. Прочитал лекцию в клубе, девушка послушала, рассказала о таком классном ученом и науке своей подруге, та своей племяннице, и вот девочка уже несет документы в приемную комиссию физического факультета. Это сложная цепочка, конечно, куда эффективнее приходить с лекциями в школы или звать школьников к себе в лаборатории проводить исследования.
- Во-вторых, это просветительство. Нас окружает множество маркетинговых идей, которые в лучшем случае заставляют выкидывать деньги на ветер (идея о пользе и экологичности органических продуктов), в худшем могут привести к серьезным проблемам со здоровьем и даже смерти (гомеопатия и движение против прививок). Но большинство антинаучных идей (от идеи, что коллайдер взорвет планету, до того, что ГМО передает гены) просто замедляют научный прогресс, что ужасно не нравится ученым. Рассказывая о науке, обучая научному мышлению, мы тем самым пытаемся изменить повестку дня в обществе, сделать ее более прогрессивной и повысить уровень жизни всего человечества.
- В-третьих, это помогает ученым выживать. Рассказывая о науке, ученые повышают заинтересованность в ней общества, а значит и государства.
- В-четвертых, это приятно и интересно. Рассказал профессор о науке в баре, сел отдохнуть и слышит, как за соседним столом произносят: “Это было потрясающе!”. Как думаете, часто он такое слышит от своих студентов? Спойлер: никогда. А тут такая реакция, конечно, очень-очень приятна.
Мы на протяжении нескольких лет проводим мастер-классы по анализу данных эксперимента ALICE для школьников старших классов. В марте 2017 года ребята, приехавшие к нам в СПбГУ из школ Петербурга и Москвы, впервые в России участвовали в централизованных мастер-классах, которые координировались из ЦЕРН (тем самым, Россия стала 52-й страной, в которой проводятся международные мастер-классы). После сессии по анализу данных школьники с помощью видео-моста обменялись полученными результатами и пообщались со сверстниками из Франции, Италии и США.
У ребят загораются глаза, когда они «прикасаются» к науке и имеют возможность «поиграть» с реальными данными, полученными на БАК, что-то из них извлечь. Они активно задают вопросы, подчас весьма неожиданные и глубокие.
В марте этого года (2018) в СПбГУ были проведены очередные два мастер-класса — по анализу данных с экспериментов ALICE и LHCb на БАК.
Международные мастер-классы по физике элементарных частиц проводятся регулярно с 2005 года. Во всем мире тысячи школьников приезжают в университеты и лаборатории, чтобы на один день погрузиться в мир физики элементарных частиц и попробовать свои силы в анализе данных с реальных экспериментов. В настоящее время мастер-классы проводятся в 200 институтах в 52 странах. Все четыре эксперимента БАК предлагают свой сценарий мастер-класса и ставят конкретную физическую задачу, но общая цель одна — дать школьникам почувствовать себя настоящими учеными и, возможно, подтолкнуть их к карьере в физике элементарных частиц. С программами мастер-классов можно познакомиться на официальном сайте http://physicsmasterclasses.org/.
Если вы школьник и хотите попасть на такой мастер-класс, напишите Игорю Алцыбееву: igor.altsybeev@cern.ch
Пятница, конец рабочей недели. Завтра можно будет выспаться. Как провести вечер с пользой, не лишая себя заслуженного отдыха? Думаю, что примерно такие мысли вертелись в голове у людей, которые впервые придумали совместить образовании и шумные посиделки с друзьями в пабах.
Большой адронный коллайдер и элементарные частицы (о которых любит рассказывать ваш покорный слуга), генная инженерия, искусственный интеллект, полеты на Марс — это лишь начало списка тем лекции, которые можно послушать, стоя у барной стойки.
Конечно, в этих лекциях минимум академичности и лекторы (к сожалению, не все) понимают, что люди пришли в первую очередь отдохнуть, а во вторую получить знания. Поэтому выступления получаются чем-то средним между лекцией в университете и стендап-комедией с шутками и мемами.
Очень важно настроиться на аудиторию, и вот когда это происходит, ты видишь огонь интереса в глазах слушающих, слышишь взрывы смеха, а после лекции еще около получаса к тебе обращаются с вопросами и мешают самому насладится предлагаемыми напитками. Такое выступление можно считать успешным.
Где нас послушать в Петербурге?
Приходите на Science Slam раз в несколько месяцев (подробнее читайте в статье «Наука в клубе», журнал «СПбГУ», №5, 2013 год). Пару раз в год проходит городской просветительский фестиваль «Кампус». Следить за этими мероприятиями можно в их группах в социальной сети «ВКонтакте». Так же существует множество площадок (Зануда, Трава), где организуют лекции время от времени в свободном графике.
Если вам интересен формат или у вас есть вопросы — напишите Андрею Серякову в ВК
С 2015 года мы рассказываем о физике высоких энергий и элементарных частиц на просторах социальной сети «ВКонтакте» в паблике «ЦЕРНач» (подробнее читайте в статье «В личной ленте новостей», журнал «СПбУ», №11, 2015 год). Количество новостей о современных исследованиях в ЦЕРНе и других институтах просто зашкаливает, мы стараемся отобрать самое интересное и красиво это преподнести. Зачем? Мы хотим, чтобы люди, которым интересно, как устроен наш мир, имели возможность получать достоверную информацию. Мы пытаемся рассказывать максимально просто, часто отвечаем в комментариях на вопросы, демонстрируем, что ученые (стереотипные физики-ядерщики) готовы к диалогу с людьми самых разных профессий.
С момента основания на нас подписалось около 6 тысяч человек. Конечно, это не сравнить с сообществами любителей гороскопов, в которых числится по несколько миллионов человек, но мы еще поборемся! В частности, недавно «ЦЕРНач» был отмечен огнем Прометея. Алгоритмы машинного обучения ВК выбирают сообщества, в которых люди делают эксклюзивные материалы, и поддерживают их в течение недели, максимально распространяя их посты пользователям, которым могла бы быть интересна их тематика. За неделю с Прометеем «ЦЕРНач» получил охват в 3,7 млн человек. Это наша потенциальная аудитория, а значит нам надо продолжать заниматься популяризацией.
Десять лет назад Учебная лаборатория ядерных процессов СПбГУ распахнула свои двери перед школьниками десятых классов для прохождения летней учебно-исследовательской практики (подробнее о практике читайте в статье «Подогреть интерес к науке», журнал «СПбУ», №6, 2015 год). Сначала это были ученики Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ, но уже в последующие годы на практику начали приходят ребята из других школ города. В прошлом году, например, практику проходили ученики Губернаторского физико-математического лицея № 30 и Президентского физико-математического лицея №239. Особенностью практики является оптимальное сочетание лекционных и лабораторных занятий, охватывающих самый широкий спектр современных направлений исследований в области ядерной физики и физики высоких энергий. Это дает возможность школьникам не только расширить свой кругозор, но и самостоятельно попробовать за время практики свои силы в разных областях: теория, моделирование, программирование. Кроме того, организуются прямые видео-сеансы из зала управления экспериментом ALICE на Большом адронном коллайдере в Европейском центре ядерных исследований. Кульминацией практики стало проведение школьниками научных экспериментов на самом современном оборудовании, предназначенном для фундаментальных научных исследований. Ребята определяли содержания радиоактивных элементов в различных пробах: почва, грибы, минералы, сгущенное молоко, сайра тихоокеанская, бананы. Они учились работать с дозиметрической аппаратурой и участвовали в квесте по поиску спрятанного «радиоактивного» камня. Завершалась практика докладами (и жаркими, а порой и бурными обсуждениями) школьников на двух специально организованных научных сессиях. Таким образом, школьники получили не только полезные и нужные знания (например, для подготовки к будущему ЕГЭ по физике), но и приобщились к передовым направлениям исследований, которые ведут учеными СПбГУ как на существующих уникальных установках в ЦЕРН, так и на строящихся в России в Объединенном институте ядерных исследований мега-установках.
Если вы школьник и хотите попасть к нам на практику, в том числе и на практику по теоретической физике, напишите Владимиру Жеребчевскому: vozhereb@mail.ru